АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ Наталья Алексеевна   (1883-1943)

    Видный деятель в области дошкольного воспитания в дореволюционной России и СССР. Педагог, редактор. литератор, историк, профессор Петроградского института дошкольного образования (позднее: Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена). Была ректором и первой заведующей кафедрой дошкольной педагогики этого вуза (1925 -1929 г.г.).

  Активно разрабатывала организационные и методические вопросы работы детского сада. Исследовала историю педагогики, составила первую отечественную хрестоматию по истории зарубежной дошкольной педагогики. Под ее руководством выполнено 4 диссертации на звание кандидата педагогических наук. 

Наталья Алексеевна Альмединген-Тумим

ГРЕБЕНЩИКОВА Елизавета Анатольевна  (...)

   Область научных исследований Гребенщиковой Елизаветы Анатольевны - история дошкольного образования; методика сенсорного воспитания детей, проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников.

  Во время блокады Елизавета Анатольевна осталась в Ленинграде и заведовала детским садом №5(3) Дзержинского района (сегодня это детский сад №59 Центрального района. 

 

 

   

Елизавета Анатольевна Гребенщикова

 ГУРОВИЧ Любовь Михайловна   (1931-2004)

    Любовь Михайловна Гурович около 40 лет работала на кафедре дошкольной педагогики. Центром ее научных интересов была  проблема ознакомления детей с литературой приобщения их к читательской культуре, «воспитание большого читателя из маленького слушателя».

  Ее работа «Ребенок и книга» выдержала несколько изданий и остается востребованной в педагогическом сообществе.

 

Любовь Михайловна Гурович

КОНДРАТЬЕВА Наталия Николаевна (1955-1995)

     Ученый-исследователь, автор одной из первых отечественных программ экологического образования дошкольников «Мы», в основу которой легли идеи петербургской научной школы о роли познания природы в воспитании и развитии детей.

     Некоторое время работала в должности заместителя декана факультета дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена. В 1992-1995 г. совмещала работу на кафедре дошкольной педагогики с заведованием кафедрой детства Санкт-Петербурского университета педагогического мастерства (сейчас «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»).

 

Наталия Николаевна Контдратьева

  ЛЕУШИНА Анна Михайловна  (1898-1982)

    Анна Михайловна Леушина автор трудов в области психического развития дошкольников (формирование детской речи и начала математического развития). Разработала систему обучения детей счёту, формирования пространственных и временных представлений.

   Благодаря работам Леушиной А.М. методика развития элементарных математических представлений у дошкольников получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

   

 С 1944 по 1973 годы А.М. Леушина заведует кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена. 

Анна Михайловна Леушина

  ЛОГИНОВА Вера Иосифовна (1932-1992) 

​ Выдающийся теоретик дошкольной педагогики, ученый-методолог, талантливый исследователь, руководитель уникальной научно-педагогической школы.

  С 1973 по 1993 г. заведовала кафедрой дошкольной педагогики Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. (РГПУ им.А.И.Герцена).

   Выдвинутая Верой Иосифовной идея формирования у ребенка системных знаний о разных областях действительности стала одной из основополагающих концептуальных позиций многих исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики в 80-90-ые годы. С именем Веры Иосифовны связывают возникновение «новой дошкольной педагогики» - основанной на вере в безграничные возможности детства.

     В.И.Логиновой принадлежит идея создания альтернативной образовательной программы для детского сада. Под ее руководством коллективом кафедры был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Программа получила название "Детство". 

Вера Иосифовна Логинова

САМОРУКОВА Полина Григорьевна  (...-1995)

     Блестящий ученый, великолепный лектор. Область ее научных исследований - развитие творческой игры дошкольников, знакомство детей с природой, формирование природоведческих знаний. 

   Полина Григорьевна была «прекрасным преподавателем, широко образованным человеком и способным ученым» (Маневцова Л.М.).

   Руководитель авторского коллектива и научный редактор пособия для воспитателей детского сада «Как знакомить дошкольников с природой».

Полина Григорьевна Саморукова

ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна  (1867-1943)

    Известный талантливый педагог и крупный общественный деятель в области просвещения и образования, один из первых специалистов по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада и заведующая кафедрой при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. 

   Тихеева Е.И. стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего учреждения и других детских садов России и других стран мира.

Елизавета Ивановна Тихеева

УСОВА Александра Платоновна (1898-1965)

     Александра Платоновна Усова разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Автор трудов о влиянии игры на развитие ребенка.  

  С 1932 по 1941 годы А.П. Усова заведует кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена   

   Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. 

  

Александра Платоновна Усова

ФАУСЕК Юлия Ивановна(1863-1942)

     Зоолог, педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального образования.

     Пропагандист метода М. Монтессори в России. Юлия Ивановна корректно и творчески применила на практике опыт итальянского педагога. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов.

  В 1917-1930 гг. заведующая детским садом, работавшим по методу Монтессори, преподаватель Педагогического института дошкольного образования (ПИДО), Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.  

Юлия Ивановна Фаусек