Гурович Любовь Михайловна   (1931-2004)

Любовь Михайловна Гурович около 40 лет работала на кафедре дошкольной педагогики. Центром ее научных интересов была  проблема ознакомления детей с литературой приобщения их к читательской культуре, «воспитание большого читателя из маленького слушателя».

  Ее работа «Ребенок и книга» выдержала несколько изданий и остается востребованной в педагогическом сообществе. 

   Любовь Михайловна родилась в 1931 году в Ленинграде. В военные годы подростком пережила блокаду родного города. После окончания педагогического училища поступила в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Именно с этим вузом была связана вся последующая жизнь Любовь Михайловны.

  В 1973 г. Л.М. Гурович защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)».

Она долгие годы преподавала в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена (ныне РГПУ им. А.И.Герцена). Сотрудничала с педагогическими колледжами Ленинграда (Санкт-Петербурга). Воспитала не одно поколение учеников и последователей. 

 Область научных исследований: литературное развитие дошкольников.

  Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

  В исследованиях Любовь Михайловны Гурович всесторонне изучалась проблема литературного развития дошкольников. Результаты ее научно-методической деятельности нашли законченное выражение в пособии для воспитателей «Ребенок и книга», выполненным рядом авторов под ее руководством. В пособии рассматриваются задачи литературного развития дошкольников, ступени развития художественного восприятия текстов, критерии отбора произведений для работы с детьми, методика работы с книгой в разных возрастных группах, организация книжного уголка в детском саду. Особое внимание уделяется необходимости тщательного литературного анализа текста воспитателем как основному условию его полноценного понимания детьми дошкольного возраста. В работе Л.М.Гурович представлены интересные формы взаимодействия взрослых и детей на содержании детской литературы: праздники и развлечения, развивающие игры, углубленная работа по знакомству детей 5-7 лет с жизнью и творчеством писателей и пр.

​ 

 ​  Гурович Л.М. является ведущим автором пособия для педагогов ДОУ «Ребенок и книга», в которой изложена система работы по воспитанию «талантливого читателя» с раннего возраста с использованием разнообразных форм и методов обогащения читательских интересов и развития восприятия литературного текста. Пособие переиздавалось несколько раз и используется в практике работы детского сада третье десятилетие.


 Гурович Л.М. является ведущим автором пособия для педагогов ДОУ «Ребенок и книга», в которой изложена система работы по воспитанию «талантливого читателя» с раннего возраста с использованием разнообразных форм и методов обогащения читательских интересов и развития восприятия литературного текста. Пособие переиздавалось несколько раз и используется в практике работы детского сада третье десятилетие.

 По данной проблематике у Гурович Л.М. издано несколько статей в периодической печати. Часть из них написана в соавторстве со студентами-дипломантами.


  Гурович Л.М. является одним из первых авторов программы «Детство», в которой она разрабатывала задачи и содержание работы с детьми разных возрастных групп детского сада в процессе ознакомления с литературой. Гурович разработала круг чтения ребенка рубежа 20—21 веков.


  Раздел «Ребенок и книга» комплексной образовательной программы «Детство» написан Л.М.Гурович 


С опорой на идеи Л.М.Гурович, представленные в пособии «Ребенок и книга» и программе «Детство», уже после ее смерти, было написано пособие для методического комплекта программы «Детство».


Богатый опыт преподавательской деятельности использовала Любовь Михайловна при написании методических рекомендаций для студентов, изучающих методику развития речи детей дошкольного возраста.


Основные работы:

• Ребенок и книга (в соавторстве). – М., 1992. • Ребенок и книга (в соавторстве). - С.-Пб., Акцидент, 1996.

• Методика развития речи детей дошкольного возраста (в соавторстве).

• Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации (в соавторстве). – М., Педагогическое общество России, 2008.

• Образовательная область «Чтение художественной литературы» (в соавторстве). – СПб., Издательство: Сфера, Детство-Пресс, 2012.