ЛОГИНОВА Вера Иосифовна (1932-1992) 

​ Выдающийся теоретик дошкольной педагогики, ученый-методолог, талантливый исследователь, руководитель уникальной научно-педагогической школы.

  С 1973 по 1993 г. заведовала кафедрой дошкольной педагогики Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. (РГПУ им.А.И.Герцена).

   Выдвинутая Верой Иосифовной идея формирования у ребенка системных знаний о разных областях действительности стала одной из основополагающих концептуальных позиций многих исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики в 80-90-ые годы. С именем Веры Иосифовны связывают возникновение «новой дошкольной педагогики» - основанной на вере в безграничные возможности детства.

     В.И.Логиновой принадлежит идея создания альтернативной образовательной программы для детского сада. Под ее руководством коллективом кафедры был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Программа получила название "Детство".

  Вера Иосифовна родилась 16 января 1932 г. в селе Юдиново Погарского района Брянской области.

  Первые годы учебы прошли в древнерусском городе Трубчевске, оккупированном фашистами. После окончания седьмого класса В.И. Логинова поступает в Касимовское дошкольное педагогической училище. После его окончания Вера Иосифовна уезжает работать на самый север Пермской области в маленький рабочий поселок, а через год, в 1950 г. сдает вступительные экзамены в Пермский педагогический институт (факультет дошкольного воспитания).

  По окончании института Вера Иосифовна остается работать на кафедре дошкольной педагогики, но 1958 г. факультет закрывают, и она идет работать в детский сад, «где проходит путь от воспитателя до заведующей» [2].

  В 1960 г. Вера Иосифовна знакомится с А.М. Леушиной - заведующей кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. Герцена. В 1963 г. поступает в аспирантуру ЛГПИ им. А.И. Герцена по специальности: дошкольная педагогика и начинает работать на кафедре в должности ассистента. «Научная работа под руководством выдающегося ученого и педагога формировала у молодого исследователя глубокий интерес к научному поиску, аналитичность ума, психолого-педагогический подход к изучению и воспитанию ребенка…» [2].

  В 1965 г. В.И. Логинова защищает кандидатскую диссертацию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках», выполненную под руководством А.М. Леушиной. Это диссертационное исследование дает начало для возникновения собственной научной школы В.И. Логиновой. В 1966 г. Вере Иосифовне присваивают звание доцента.

  С 1970 года В.И. Логинова декан факультета, в 1973 году ее избирают заведующей кафедрой дошкольной педагогики. «Почти два десятилетия возглавляла В.И. Логинова коллектив старейшей в стране кафедры дошкольной педагогики, продолжая развивать традиции, заложенные А.М. Леушиной. Блестящий организатор, душа кафедры, Вера Иосифовна, руководя большим коллективом, сумела создать научную школу единомышленников» [2].

  Изучая теорию и историю сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, В.И. Логинова обращается к изучению закономерностей познавательной деятельности ребенка, ее иерархическому строению и функционированию. В результате исследователь приходит к выводу о развивающей роли системных знаний в структуре сознания ребенка и предположению о возможности их освоения дошкольниками при создании необходимых педагогических условий.

  В 1984 г. В.И. Логинова защищает докторскую диссертацию на тему: «Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста».

  Под руководством Веры Иосифовны в конце 80-х годов был создан двухтомный учебник «Дошкольная педагогика». В нем авторский коллектив определил свое видение предмета дошкольной педагогики, представил всесторонний анализ научных исследований, определивших цели, задачи, содержание, способы и методы организации педагогического процесса в условиях детского сада, необходимость взаимодействия с семьей и преемственности со школой.

  В 1989 году на заседании кафедры В.И. Логинова предложила преподавателям кафедры разработать альтернативную программу дошкольного образования. Идея была поддержана, началось создание рабочих групп для написания разных разделов программы.

Новое видение программы было представлено широкой педагогической общественности на научно-практической конференции в 1991 г., где В.И. Логинова выступила с базовым докладом «Теоретические основы программы воспитания ребенка дошкольника» [1]. К сожалению, это было последнее публичное выступление Веры Иосифовны. Ранний уход из жизни, в 1992 г. не позволил ей продолжить и завершить начатое дело. Начиная с 2010 г. издания программы «Детство» начинаются со слов: «Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой – автору идеи программы «Детство» посвящается» 

  • Развивая идеи Е. И. Тихеевой, Логинова В.И. уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Развитие словаря детей В.И. Логинова рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.
    Докторская диссертация В.И. Логиновой «Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста» (1984 год) определила исходные методологические позиции разработки принципов отбора и построения системных знаний как научной основы создания образовательных программ нового поколения для детского сада.
    Идея формирования системных знаний о разных областях действительности стала одной из основополагающих концептуальных позиций многих исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики в 80-90-ые годы.
    Под руководством Веры Иосифовны был разработан и применен интегральный метод, представляющий собой единство логического, системно-структурного, исторического и психолого-дидактического подходов к анализу, оценке и построению программ системных знаний детей о мире.
    Был пересмотрен один из ведущих принципов обучения дошкольников - «принципа доступности программ ребёнку». Исследования подтвердили, что программными могут быть такие знания, которые в самостоятельном познании ребёнку не открываются, но под руководством взрослого в специально организованных дидактических условиях, дошкольник может раскрыть скрытые закономерности изучаемых явлений и, открыв закономерности, может совершать поступки как личность, сознательно выбирая путь решения, предвидя последствия.

  Изучение проблемы формирования системных знаний у детей дошкольного возраста, проблемы содержания и методов воспитания и обучения дошкольного возраста нашло отражение в многочисленных публикациях Веры Иосифовны (более 100 научных и научно-методических трудов в отечественной и зарубежной печати), ее выступлениях, в учебно-исследовательской работе студентов и аспирантов кафедры.

   Логинова В.И. подготовила 14 кандидатов наук. В период руководства Верой Иосифовной кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена преподаватели, студенты, аспиранты изучали процесс формирования у дошкольников системных знаний из разных областей познания: мира природы, предметного мира и социальной действительности в их влиянии на речевое развитие, становление читательских интересов и познавательную активность, овладение ребенком трудовой деятельностью. С позиций системно-структурного подхода изучаются процессы освоения дошкольниками социально-нравственного опыта, художественной деятельности, математических представлений, решаются проблемы физического развития детей дошкольного возраста, анализируются исторические аспекты дошкольного образования.

«Для научной школы В.И. Логиновой характерен гуманистический взгляд на ребенка-дошкольника, его потребности, возможности и способности…» [2].

Наследие научной школы В.И.Логиновой продолжает развиваться сегодня ее учениками в разных вузах страны и за рубежом.

​Основные работы:

• Трудовое воспитание детей: Учеб. пособие/ ЛГПИ. - Л., 1974.

• Умственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена /Отв. ред. В.И. Логинова. Л., 1976.

• Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1979.

• Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1981.

• Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983 (2-ое изд., 1988).

• Методика развития речи в детском саду : прогр. для пед. ин-тов/сост. : В. И. Логинова, Л. М. Гурович ; РГПУ. - СПб., 1991. - 32 с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1992. • Влияние знаний о труде художника на характер изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Становление теории и практики дошкольного воспитания [Текст] : межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ. - СПб., 1992. - С. 74-82..

• Становление теории дошкольного воспитания на кафедре дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания [Текст] : межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ. - СПб., 1992. - С. 10-23..

• Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника // Теоретические основы программы воспитания в детском саду [Текст] : межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ. - СПб., 1992. - С. 3-14..

• Социально-исторический опыт и развитие личности ребенка дошкольного возраста : [из неопубликованного] // Научно-педагогические идеи Веры Иосифовны Логиновой [Текст] : [сб.] / [РГПУ]. - [СПб., 1995]. - С. 65-71..

• Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста: [из неопубликованного] // Научно-педагогические идеи Веры Иосифовны Логиновой [Текст] : [сб.] / [РГПУ]. - [СПб., 1995]. - С. 72-82..

• Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова, Н. Н. Кондратьева, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило, З. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман ; РГПУ, каф. дошк. педагогики. - СПб.:Детство-Пресс, 2000. - 243 с.

* Для составления текста использовались материалы 1. Бабаева Т.И. «Об истории создания программы «Детство» // Сборник научных статей, СПб., 2013 г.; 2. Крулехт М.В. «И. Логинова: ученый, педагог» // Дошкольное воспитание [Текст]. - 1992. - N 9-10. - С. 31-33.,