УСОВА Александра Платоновна (1898-1965)

     Александра Платоновна Усова разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Автор трудов о влиянии игры на развитие ребенка.  

  С 1932 по 1941 годы А.П. Усова заведует кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена   

   Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. 

   Александра Платоновна Усова (в девичестве Осетрова) родилась 30 октября (11 ноября) 1898 в прииске Надеждинский Иркутской губернии. Педагогическую деятельность она начала в 1921 в Иркутске учителем начальной школы. В 1926 окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена, и была приглашена работать на кафедру дошкольной педагогики.

   Практически с самого основания кафедры дошкольной педагогики (1925 г.) преподаватели его были тесно связаны с дошкольными учреждениями города и области. А.П.Усова принимала активное участие в подготовке первых съездов дошкольных работников, научно-практических конференций, семинаров и консультаций.

  В 1931-1932 годах А.П. Усова руководит одним из 4-х научных кружков кафедры (кружок по дошкольной педагогике).

  В 1932 году она становится заведующей кафедрой. За годы работы А.П. Усова вела разнообразную научно-педагогическую деятельность: разрабатывала программы по дошкольной педагогике, руководила дипломантами, проводила методические семинары на базах практик. Например, в детском очаге № 5 при фабрике «Красный треугольник», - базе практики и научно-исследовательской работы кафедры дошкольной педагогики, велась методическая работа с воспитателями образцовых групп. А.П. Усова выступала с докладом «Как готовиться к занятиям и как проводить их».

  Тематика диссертационных исследований за время руководства кафедрой А.П. Усовой сместилась с изучения нравственного воспитания дошкольников в область методик.

   Предвоенные годы работы на кафедре были очень плодотворными, было защищено 7 кандидатских диссертаций, в том числе диссертация А.П. Усовой «К вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника» (1940г.)

  В годы Великой Отечественной войны А.П. Усова продолжает вести активную работу. В 1941-1942 годах вместе с А.М. Леушиной А.П. Усова эвакуировали ленинградских детей. В 1943 году Министерство Просвещения отозвало основной коллектив кафедры из эвакуации и привлекло его к работе в Министерстве и Академии Педагогических наук РСФСР, созданной в те годы. А.П.Усова возглавляла работу дошкольного сектора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР.

  Начиная с 1945 года, А.П. Усова работала в НИИ теории и истории педагогики, затем с 1960 года в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

  В 1950 году Александра Платоновна становится членом-корреспондентом АПН РСФСР. В 1959 году защищает докторскую диссертацию «Обучение в детском саду».

   Значительный вклад А.П. Усова внесла в разработку проблем детской игры. Она критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. А.П. Усова выявила и проанализировала специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. А.П. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

  В учебнике «Дошкольная педагогика» (1946г.) А.П. Усова сформулировала ведущие принципы руководства игрой:

  •   воспитатель должен эмоционально входить в детскую игру – «разделять их восторги и опасения в игре, войти в детское «как будто»;
  •  воспитатель не должен уничтожать детскую самостоятельность, навязывать ход развития игры;
  •  воспитатель должен руководить накоплением детских представлений как вне игры, так и в игре. 

  В работах А.П. Усовой намечены подходы к диагностике творческих ролевых игр детей (наблюдение, ведение подробной фотозаписи).

  Основным вкладом в развитие дошкольной педагогики считается исследование А.П. Усовой теоретических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Она исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению.

   Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду. Результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. А.П. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Она считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. А.П. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

   ​Александра Платоновна Усова автор учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических вузов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений. В 1940 году А.П. Усова защищает кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника». В 1959 А.П. Усова защищает докторскую диссертацию на тему «Обучение в детском саду».


Основные работы 

• Александра Платоновна Усова К вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1940

• Усова А.П. Игра и игрушка. – Л., 1940.

• Усова А.П. Забавы и развлечения детей в детском саду и дома: В помощь воспитателю детского сада. – М., 1944.

• Леушина А.М., Сорокина А.И., Усова А.П. Дошкольная педагогика / Под ред. Ш.И. Ганелина. – М.-Л.: Гос. Учебно-педагогическое издательство, 1946.

• Усова А.П. Обязательные занятия в детском саду. – М., 1947.

​​• Детский сад Сборник статей / Под ред. чл-корр Акад. Пед. наук РСФСР А.П. Усовой. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951.

• Усова А.П. Занятия в детском саду. – М., 1953

• Вопросы обучения в детском саду. Сборник статей / Под ред. чл-корр Акад. Пед. наук РСФСР А.П. Усовой. Изд-е 2, М.: Учпедгиз, 1955.

• Усова А.П. Подготовка детей в детском саду к школе. – М., 1955.

• Усова А.П. Советы родителям о воспитании детей дошкольного возраста. – М., 1956.

• Усова А.П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 1956.

• Александра Платоновна Усова Обучение в детском саду Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 1959

• Усова А.П. Игра и организация жизни в детском саду. Метод. Указания. – М.: Учпедгиз, 1962.

• Усова А.П. Обучение в детском саду. – 3-е изд. – М., 1981. • Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

• Усова А.П. Русское народное творчество детском саду. – M., 1972.

• Усова А.П. Русское народное творчество детском саду. – M., 1972

​​