ФАУСЕК Юлия Ивановна(1863-1942)

 Зоолог, педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального образования.

     Пропагандист метода М. Монтессори в России. Юлия Ивановна корректно и творчески применила на практике опыт итальянского педагога. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов.

  В 1917-1930 гг. заведующая детским садом, работавшим по методу Монтессори, преподаватель Педагогического института дошкольного образования (ПИДО), Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

 

Юлия Ивановна Фаусек (урожд. Андрусова) родилась 15 июня 1863 году в г. Керчь. Ее отец, Иван Андреевич – вольнонаемный штурман Русского общества пароходства и торговли, капитан товарно-пассажирского судна. Мать Ю.И. Фаусек, Елена Филипповна, дочь керченского купца.

   Образование Юлия Ивановна получила в городской Керчь-Еникальской общественной женской гимназии. Окончила Бестужевские курсы (1884 г.) в Петербурге. После окончания которых стала автором исследования «Инфузории Керченской бухты: Из работ Зоологич. лаборатории СПб. ун-та», за которую получила звание первой в России женщины – зоолога беспозвоночных.

   Свою педагогическую деятельность Юлия Ивановна начала очень рано. Тринадцатилетняя Ю. Фаусек начала давать платные уроки по обучению грамоте. Первую официальную работу с оплатой получила в гимназии М.Н. Стоюниной, где вела уроки естествознания.

   В дальнейшем она посвятила себя развитию дошкольного образования и воспитанию детей по методу М.Монтессори.

   В 1913 году открыла первый детский сад по методу М.Монтессори на Шпалерной улице д.7 Петербурга при поддержке профессора С.И. Созонова, директора училища Шидловской и самой М.А. Шидловской. В 1915 году организовала Общество свободного воспитания (по системе Монтессори), в рамках которого открылись семестровые курсы по для подготовки педагогов для работы по системе Монтессори.

  В декабре 1918 года была приглашена профессором в ПИДО (Педагогический институт дошкольного образования). Была организована кафедра по системе М. Монтессори, которой заведовала Ю.И. Фаусек. В 1920 году в ПИДО был открыт детский сад по методу Монтессори, который находился на одном этаже с детским садом по методу Е.И. Тихеевой в главном корпусе вуза.

 В 1925 году в рамках реформы вузов произошло объединение ленинградских педагогических вузов в один – ЛГПИ им. А.И. Герцена, все кафедры, существовавшие в ПИДО были объединены в одну. Юлия Ивановна лишилась собственной кафедры, но осталась преподавать в институте на кафедре дошкольной педагогики, заведующей которой стала Н.А. Альмединген-Тумим.

   В последующие годы Юлия Ивановна часто меняла место работы, но продолжала обобщать материал по опыту работы детских садов по методу М. Монтессори, готовила публикации.

     Юлия Ивановна Фаусек скончалась от дистрофии в блокадном Ленинграде в феврале 1942 года, разделив судьбу с тысячами ленинградцев. Похоронена в братской могиле на Волковском кладбище.

​  Юлия Ивановна Фаусек сторонница идей свободного воспитания. Лозунг педагогики М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому» совпал с ее внутренними убеждениями. Главным в образовании она считала наблюдение за каждым ребенком и создание условий для его развития. Педагог только помощник ребенка, который развивается самостоятельно, выбирая свой собственный темп.

   Важным в развитии детей Юлия Ивановна считала понимание ребенка, она писала: «Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни, ибо расстояние между взрослыми и маленькими очень велико. Мы, взрослые, видим большею частью детей не такими, какие они есть, а они видят нас другими, чем есть мы. Это относится одинаково как к нашим собственным детям, так и к детям других, как дома, так и в школе. От этого происходят ошибки, которые зачастую могут стать трагическими…».

  Ею собран бесценный дневниковый материал наблюдений за детьми, проведен анализ развития ребенка на основе записей наблюдений. Собран материал об успехах образования выпускников детского сада по методу Монтессори в школе.

 Юлия Ивановна придавала огромное развивающее значение дидактическому материалу, разработанному М. Монтессори. Привнесла в процесс использования дидактического материала пооперационную последовательность, подобрала упражнения, подготавливающие ребенка к выполнению сложных операций. Дополнила систему Монтессори простыми, житейскими упражнениями, помогавшими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире.

Выступала против политизации воспитательной работы с дошкольниками.

Огромное внимание уделяла роли природы в воспитании детей, изложила свои взгляды в статье «Природа в воспитании», фрагменты которой были опубликованы в 1994 году.

 В 1930-е гг. занималась адаптацией идей Монтессори к начальной школе, спецификой изучения младшими учащимися русского языка. Разработала оригинальную дидактическую систему обучения школьников биологии, географии, искусству.

   В последней работе «О морали у детей» (1941-1942 гг.) сформулировала психологические положения о природе детства, предвосхитившие идеи современной гуманистической психологии.

За время работы по системе Монтессори Ю.И.Фаусек было опубликовано несколько книг, составивших основу отечественной практики воспитания по этой системе: 

• «Месяц в Риме в “Домах детей” Марии Мотессори». Пг. 1915

• «Метод Монтессори в России». Пг. 1924 г.

• «Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори)» (Пг.,1922);

• «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» (М., 1922, 1924);

• «Значение рисования в школе Монтессори: Опыты наблюдения» (Пг,.1923); • «Обучение счету по системе Монтессори» (Л..1924);

• «Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение 12-летней работы в детских садах по системе Монтессори» (М.-Л.,1926, 2-е изд.);

• «Грамматика у маленьких детей по Монтессори» (М.-Л.,1928).

• Перевод с итальянского книги «Геометрия в элементарной школе Монтессори» (Пг.,1922).

• Вместе с Н.Альмединген-Тумим и Е.Тихеевой (см) была редактором сборника статей «Дошкольное дело» (Пг., 1922).

Написала несколько книг и учебных пособий для детей:

• «Бумажное царство. Вырезывание из цветной бумаги, как пособие при ведении предметных уроков (Я. Башмаков и К., 1912 г.)

• «Как живет Баба-Яга» (СПб.,1913);

• «Похищенная принцесса: Драматич. сказка в 4 д. для детск. театра» (СПб.,1909);

• «Как жили Наташа и Коля» (М.,1928);

• «Как мы занимаемся» (Пг.,1922, в соавт. с М.А.Сидоровой).

   В Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся рукописи Ю.И. Фаусек - 19 тетрадок с воспоминаниями. Педагогическое наследие Фаусек представляет интерес для широкого круга педагогов: сторонников Монтессори- педагогики и исследователей в области истории дошкольной педагогики.

 Зоолог, педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального образования.

     Пропагандист метода М. Монтессори в России. Юлия Ивановна корректно и творчески применила на практике опыт итальянского педагога. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов.

  В 1917-1930 гг. заведующая детским садом, работавшим по методу Монтессори, преподаватель Педагогического института дошкольного образования (ПИДО), Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена