ГРЕБЕНЩИКОВА Елизавета Анатольевна

Область научных исследований Гребенщиковой Елизаветы Анатольевны - история дошкольного образования; методика сенсорного воспитания детей, проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников.

  Во время блокады Елизавета Анатольевна осталась в Ленинграде и заведовала детским садом №5(3) Дзержинского района (сегодня это детский сад №59 Центрального района.

​  Елизавета Анатольевна Гребенщикова, представительница класса интеллигенции, одна из тех, кто стоял у истоков организации системы дошкольного воспитания в нашей стране. Работая в детском саду она учится в аспирантуре и в 1938 г. под руководством профессора Н.А. Альмединген-Тумим защищает диссертацию на тему «Вопросы методики сенсорного воспитания в плане всестороннего развития детей дошкольного возраста» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

​ Во время блокады Елизавета Анатольевна осталась в Ленинграде, организуя жизнь и воспитание детей в дошкольных учреждениях.


Из воспоминаний Елизаветы Анатольевны Гребенщиковой:

«Дети боялись выходить на прогулку. - Я не люблю гулять, хотя тепло и солнышко. Фашисты могут сделать обстрел, ведь им всё равно, какая у нас погода» - говорил Петя, когда воспитательница пыталась уговорить его сходить со всеми на улицу» Из материалов архива музея «Дети и дошкольные работники осаждённого Ленинграда»

Режим доступа: leningrad-spb-blokada.net/attachments/article/241/014.pdf

   ​Воспоминания Гребенщиковой Е.А. о деятельности детских садов в годыблокады хранятся в Народном музее: «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» в Педагогическом колледже №8.


  В Ярском историко-краеведческом музее (Ижевск) находится печатная машинка, принадлежавшая Елизавете Анатольевне. На хранение музею её передала жительница Ижевска Ланская Н.Я. Машинка принадлежала её тёте — Елизавете Анатольевне Гребенщиковой, которая в годы войны жила в Ленинграде

Ирина Семакина пишет:

«На печатной машинке Е.А Гребенщекова набирала строки для своего дневника, рассказывала о том, что приходилось пережить простым жителям Ленинграда… После войны Гребенщикова работала преподавателем в Ленинградском пединституте им. Герцена. Студенты учебного заведения отзывались о ней как о принципиальном и строгом педагоге»

Режим доступа: sp-18.ru/2015/02/leningrad-pod-stuk-klavish/ 

  В 1943 году Гребенщикова Е.А. принимала участие в подготовке и проведении 2-й Ленинградской научно-практической конференции по дошкольном воспитанию.

  В 1945 году Гребенщекова Е.А. как бывший аспирант вошла в состав кафедры дошкольной педагогики. В послевоенные годы на открытых научных заседаниях с участием работников города обсуждались материалы, над которыми Елизавета Анатольевна работала в годы войны: работа детских садов Ленинграда в дни блокады.

  В середине 50-х годов на кафедре вошло в практику рецензирование новых пособий и художественной литературы, поднимавших вопрос воспитания детей. Е.А. Гребенщекова вместе с другими преподавателями работала над рецензией на макет учебника по истории педагогики, по истории педагогических вузов.

  Тогда же возникла необходимость создания нового учебника по дошкольной педагогике, главу «Воспитатель детского сада» писала Е.А. Гребенщекова. Этот же материал был использован для лекций по курсу дошкольной педагогики.

  С 1953 года Гребенщекова Е.А. вела исследования в русле основной проблемы научно-исследовательской работы кафедры – проблемы дидактики детского сада, обучение детей на занятиях детском саду.

  В конце 50-х, начале 60-х гг. одной из ведущих проблем на кафедре дошкольной педагогики стала «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Е.А. Гребенщикова работала над вопросом воспитания черт характера в дошкольном возрасте совместно с Порембской Л.А. и др. Параллельно с теоретическим исследованием проблемы на дошкольном отделении работал семинар, связанный с тематикой исследования, который вела Елизавета Анатольевна.

  В 60-е годы Е.А. Гребенщикова вела работу по созданию монографии по истории дошкольного воспитания в Ленинграде

  ​Развитие научно-педагогической школы Е.А. Гребенщиковой протекало в двух направлениях исследований.

  Первое направление связано с разработкой проблемы социально-нравственного воспитания детей. Диссертационные исследования, выполненные под ее руководством, свидетельствуют о реализации гуманистического подхода в социально-нравственном развитии ребенка, о необходимости воспитания общечеловеческих добродетелей. Об этом говорит направленность исследований: воспитание у дошкольников заботливого отношения к людям (М.И.Тимошенко), самостоятельности и инициативы (Изотова Ф.В.), активности (Н.В. Седж), культуры общения (Л.И. Дурандина), доброжелательного отношения к сверстникам (Т.И. Бабаева).

  Второе направление исследований — изучение вопросов истории дошкольного образования. Это диссертационные работы М.Н. Фахретдиновой, Л.К. Савиновой, Г.П. Ларионовой. Елизавета Анатольевна хорошо знала историю организации системы дошкольного воспитания в нашей стране, тот сложный путь, который прошла не только практика работы в детских садах, но и теория дошкольной педагогики.

  Показать возникновение и развитие советской дошкольной педагогики, выявить ее значение в научной организации воспитательного процесса стремились представители научной школы Е.А. Гребенщиковой. Идейным вдохновителем такого подхода, без сомнения, была сама Елизавета Анатольевна. 

​ 

  Под руководством ЕА. Гребенщиковой было проведено и защищено 10 диссертационных исследований, некоторые из них принадлежали будущим преподавателям кафедры. Эти исследования раскрывали основные проблемы, над которыми работала Елизавета Анатольевна: «Воспитание заботливого отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста в детском саду», «Становление и развитие советской системы общественного дошкольного воспитания в Петрограде-Ленинграде» и т.д.

​Основные работы:

Воспитатель детского сада, 1968

• Гребенщикова Елизавета Анатольевна История дошкольной педагогики в России. [Текст] : хрестоматия : учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / составители Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчелидзе ; под редакцией М. Ф. Шабаевой. - Москва : Просвещение, 1976. - 431, [1] с.

История советской дошкольной педагогики [Текст] : Хрестоматия Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост.: Н. Б. Мчедлидзе, Л. К. Савинова, Е. А. Гребенщикова ; ред.: М. Н. Колмакова, В. И. Логинова. - М. : Просвещение, 1988. - 447 с. - ISBN 5-09-000310-6 : 1.4 р. ББК 74.03(2)