Наталия Николаевна Кондратьева (1955-1995)

     Автор одной из первых отечественных программ экологического образования дошкольников «Мы», в основу которой легли идеи петербургской научной школы о роли познания природы в воспитании и развитии детей. Руководитель опытно-экспериментальной работы во многих детских садах Санкт-Петербурга и Ленинградской области по проблеме экологического развития детей, которой она посвятила всю профессиональную жизнь.

     Ученый-исследователь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, некоторое время работала в должности заместителя декана факультета дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена. Совмещала работу на кафедре дошкольной педагогики с заведованием кафедрой детства Санкт-Петербурского университета педагогического мастерства (сейчас «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования») в 1992-1995г.

  Наталия Николаевна Мартюничева (в замужестве Кондратьева) родилась 26 марта 1955 года в г. Сокол Вологодской области. Ее мать была медиком по образованию и работала в системе скорой помощи, отец – военнослужащий, участник Великой отечественной войны.

   Наталия Николаевна с отличем закончила Сокольское педагогическое училище, а затем и Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена (сейчас РГПУ им. А.И. Герцена).

  В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста» под руководством кадидата педагогических наук, доцента Саморуковой Полины Григорьевны.

   Работала на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в должности доцента. Наталия Николаевна с первых минут завладевала вниманием аудитории, логично, интересно и понятно излагала материал, так, что он становился доступным людям с разным уровнем подготовки. Любила, когда ей задавали вопросы во время лекции. Была открытым для общения человеком, при этом ей интересен был сам собеседник, так как у каждого есть чему поучиться.

   Своими учителями она считала Полину Григорьевну Саморукову и Веру Иосифовну Логинову, именно под влиянием научной полемики этих ученых в вопросах о средствах развития ребенка в дошкольном детстве и зародились собственные исследовательские интересы.

   Вторая половина 80-х годов 20 века: Работа Наталии Николаевны над диссертационным исследованием послужила началом развития идей экологического воспитания дошкольников на основе освоения содержания представлений о живом организме, его потребностях, состоянии, приспособлении к среде обитания. Наталией Николаевной были разработаны теоретические основы экологического воспитания дошкольников. Содержание экологических представлений впервые изложено в ходе презентации программы воспитания и обучения в детском саду («Детство») в 1991 году. Наталия Николаевна Кондратьева была соавтором раздела программы «Ребенок открывает мир природы».

   В конце 80-х годов и начале 90-х годов 20 века: Наталия Николаевна активно вела исследовательскую работу в дошкольных образовательных учреждениях, на базе 12 экспериментальных площадок Санкт-Петербурга и Ленинградской области разрабатывались и апробировались идеи экологического воспитания дошкольников, которые впоследствии легли в основу авторской программы экологического образования дошкольников «Мы».

  В 1992-1995 годах в работах Наталии Николаевны окончательно оформилась петербургская концепция экологического образования дошкольников и автор задумалась над докторским исследованием по данной проблеме. Однако задуманному не удалось свершиться.

  14 октября 1995 года – Наталия Николаевна умерла в возрасте 40 лет. Осталось много незавершенных дел, не реализовался до конца ее огромный творческий потенциал ученого.

​  Кондратьевой Наталией Николаевной разработана концепция экологического воспитания дошкольников в русле непрерывного экологического образования. Ею были выделены единые, преемственные со следующей ступенью образования, цели и задачи экологического развития ребенка в дошкольном детстве.

   Концепция экологического воспитания дошкольников была реализована в содержании программы «Мы».

   Содержание экологического образования было разработано в рамках культурологического подхода. Н.Н. Кондратьева указывала, что экологическое развитие ребенка осуществляется в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. В ходе экологического воспитания личностью присваиваются элементы экологической культуры, и она приобретает новое качество – экологическую воспитанность, проявляющуюся в системе личных образований – сознании, деятельности, поведении, эмоциях и чувствах. Делался акцент на необходимости накопления у детей опыта гуманных чувств и отношений. Подчеркивалась мысль о том, что знания о природе должны стать не целью, а средством разумного и гуманного отношения к ней. В основу содержания программы легли представления о живом организме, доступные для детей дошкольного возраста.

  Отличительной особенностью программы является реализация в ее содержании идеи единства человека и природы. Именно эта идея была поставлена Н.Н. Кондратьевой в концепции экологического воспитания дошкольников на первое место (1992г.) и впервые реализована в разделе «Ребенок открывает мир природы» программы («Детство») для подготовительной группы детского сада. Она раскрывается через представления о природе и месте в ней человека.

    

  Доступные для дошкольников представления о многообразии ценностей природы для человека и использование разных видов экологически-ориентированных деятельностей в педагогическом процессе детского сада открывало простор для интеграции экологического содержания с другими направлениями работы по воспитанию и развитию ребенка в целом.

  В ходе работы опытно-экспериментальных площадок по проблеме экологического воспитания дошкольников теоритеческая концепция Наталии Николаевны не только получила подтверждение, но и обогатилась технологическим инструментарием, востребованным до сегодняшнего дня.

    Идеи Н.Н. Кондратьевой повлияли на содержание парциальных программ экологического воспитания дошкольников, авторы которых, вслед за ней, включили в содержание своих программ содержание представлений о растениях, животных как о представителях мира живого и о взаимодействии человека с природой.

   Н.Н. Кондратьева является автором публикаций по проблемам экологического воспитания дошкольников. Соавтором раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство» (1992, 1993, 1994, 1998, 2000, 2005 годах издания).

​    Ею подготовлена рукопись программы экологического образования дошкольников «Мы», которая была издана уже после смерти автора (1996 г., 1998г., 2002 г.г.).

   Она соавтор учебника для педагогических училищ: «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», выпущенного под редакцией П.Г. Саморуковой в 1991 году. Учебник был переработан и издан под названием «Мир природы и ребенок» в 1998г. (2004г.) под редакцией Л.М. Маневцовой. 

   Идеи Наталии Николаевны Кондратьевой помнят, разделяют и стараются претворять в жизнь ее соратники и последователи.